- Ансамбль архитектурный
-
АНСА́МБЛЬ АРХИТЕКТУ́РНЫЙ (от франц. ensemble — вместе, сразу, совокупность, стройное целое) — гармоничное единство зданий или сооружений, связ. единством фасадов, стиля, времени или места постройки. М. б. преднамеренно созданы или сложиться в процессе эволюции. В Европе появились в эпоху Возрождения: пл. Св. Петра в Риме, пл. Вогезов в Париже. В дальнейшем стремление к ансамблевости стало отличать крупные города и столицы. Первая попытка создания А. А. в России — неосуществ. план СПб. Ж.-Б. Леблона. Старейший А. А. в России, видимо, — Смольный мон. Петерб. архитекторы достигали ансамблевости единством масштаба, модуля и ритма: Зимний дворец, Малый, Старый Эрмитажи и Эрмитажный т-р со стороны Дворцовой наб. Крупнейшие А. А. созданы в эпоху классицизма. Зодчие Захаров, Томон и Росси, оперируя огромными масштабам площадей и невских вод, на примере анс. Дворцовой площади и др.) доказали, что разнообразие стилей не препятствие к образованию А. А. при пропорциональности и соразмерности составных частей. Тогда же складываются ансамбли центров во мн. провинц. городах в связи с постройкой стилистически однородных администрат. и торг. зданий и храмов (напр., А. А. Присутственных мест в Калуге, арх. П. Р. Никитин, 1778—87). В 19—20 вв. ансамбли могли складываться при застройке одним архитектором целой площади или улицы или группой архитекторов (даже в разное время) стилистически близкими формами (Исаакиевская пл. и Морская ул., Таврич. ул в СПб., Красная пл. в Москве).
Особый тип А. А. — усадьбы и садовые резиденции (старейшие в России — Петергоф, усадьба Кусково под Москвой).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.